Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Украины

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Украины

Ситуация в топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) Украины в целом и в Объединенной энергетической системе Украины (ОЭСУ) в частности, чрезвычайно сложная, предкризисная и неуклонно усложняется.

Одной из главных причин экономических проблем в Украине есть большой дефицит топливно-энергетических ресурсов, прежде всего нефти и природного газа.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) Украины

Непредвиденное уменьшение или приостановление поступлений энергетических ресурсов является угрозой экономической безопасности, а также национальной безопасности в целом. Импортная зависимость используется монопольными поставщиками этих ресурсов для политического давления в международных отношениях. Такое давление будет осуществляться до тех пор, пока эта постоянная потенциальная угроза экономической безопасности Украины существовать, то есть пока не будет решена проблема обеспечения потребностей государства в нефти и газе. Таким образом, среди проблем обеспечения экономической безопасности Украины особое значение приобретает проблема энергетической безопасности.

В 2006-2007 гг. развития экономики Украины отмечены обострением ресурсных проблем, усложнением взаимодействия с традиционными внешнеторговыми партнерами на рынках топливно-энергетических ресурсов.

Положение в ТЭК и ОЕСУ настолько угрожающим, что в любое время может произойти очень тяжелая системная авария, а вслед за ней и коллапс всей экономики страны.  Факторами, которые в настоящее время в наибольшей степени угрожают энергетической и экономической безопасности Украины, на наш взгляд является сверхнормативная износ всех основных фондов и инфраструктуры страны, в том числе основных фондов ТЭК (особенно ТЭС), т. Н.  «Газовая война» с РФ и отсутствие не только компетентного программы, но даже адекватной вызовам времени доктрины стратегии по выходу из этой сложной ситуации.

Нет сомнений, что ТЭК комплекс Украины требует вложения средств. Финансирование развития отраслей ТЭК может осуществляться за счет следующих мер: оптимизации ценовой и тарифной политики и доведение инвестиционной составляющей тарифа на энергоносители с учетом целевой надбавки до уровня, обеспечивает достаточную инвестиционную привлекательность проектов; законодательного введения ускоренной амортизации основных фондов ТЭК, обеспечив при этом целевое использование амортизационного фонда; привлечение средств от реструктуризации и погашения долговых обязательств прошлых лет участников энергорынка в соответствии с Законом Украины «О мерах, направленных на обеспечение устойчивого функционирования предприятий топливно-энергетического комплекса» ; государственных средств в соответствии с объемами, определенными действующим законодательством и бюджетом развития на соответствующий год; создание условий для увеличения доходности и уровня капитализации прибыли энергетических предприятий.

Сегодня простых рецептов решения названных и других проблем нет. Чтобы определить перспективные подходы к их решению, правительство следует расширить диалог с учеными, предпринимателями и населением, получить максимальную общественную поддержку своей деятельности. Цена неудач на этом пути слишком высока - потеря времени и шансов усилить конкурентные позиции Украины на мировых рынках первичных вещественно-энергетических ресурсов, ускорить ее включения в систему мирового хозяйства.

***