Преодоление страхов у детей

Преодоление страхов у детей

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, к каким конкретно страхам они подвержены.

Выяснить весь спектр страхов, можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. О страхах следует расспрашивать кому-нибудь из знакомых взрослых или специалистов при совместной игре или в дружеской беседе. В дальнейшем самим родителям уточнить, чего именно, и на сколько боится ребенок.

Беседа представляется как условие для избавления от страхов посредством их проигрывания и рисования.

Начать спрашивать о страхах по предлагаемому списку имеет смысл у детей не раньше 3 лет, вопросы должны быть доступными для понимания в этом возрасте.

Беседу следует вести неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответа «да» - «нет» или «боюсь» - «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегает наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты», а не «нет» или «да».

Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда заглядывая в список, а не зачитывая его.

Совокупные ответы ребенка объединяются в несколько групп по видам страхов, которые были сформулированы А. И. Захаровым. Если ребенок в трех случаях из четырех-пяти дает утвердительный ответ, то этот вид страха диагностируется как налицо. Проведение этой методики является достаточно простым и не требует специальной подготовки.

Ребенку предлагается нарисовать два дома - красный и черный. В эти дома или самостоятельно (если это младшие школьники и более старшие дети), или с помощью экспериментатора (если это дошкольники) детям предлагается расселить страхи: в красный дом - «страшны», в черный - «страшные страхи». После выполнения задания ребенку предлагается закрыть черный дом на замок (нарисовать его), а ключ - выбросить или потерять. Автор считает, что данный акт успокаивает актуализированы страхи. Анализ полученных результатов заключается в том, что экспериментатор подсчитывает страхи в черном доме и сравнивает их с возрастными нормами.

А.И. Захаров предлагает возрастные нормы страхов и их распределение (по полу и возрасту). С 29 страхов, выделенных автором, у детей наблюдаются от 6 до 15. В городских детей возможное количество страхов доходит до 15.

По инструкции в красный и черный дом надо расселить 29 страхов. В черном жить страшные страхи, а в красном - не страшны. Взрослый перечисляет страхи и записывает их номера внутри дома.

Ты боишься:

  • 1) когда остаешься один;
  • 2) нападения бандитов;
  • 3) заболеть, заразиться;
  • 4) умереть;
  • 5) того, что умрут твои родители;
  • 6) каких-то людей;
  • 7) потерять маму или папу;
  • 8) того, что они тебя накажут;
  • 9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ
  • 10) опоздать в детский сад, школу;
  • 11) перед тем как заснуть
  • 12) страшных снов;
  • 13) темноты;
  • 14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страх животных);
  • 15) машин, поездов, самолетов (страх транспорта);
  • 16) бури, урагана, грозы, наводнения, землетрясения (страх стихии)
  • 17) когда очень высоко (страх высоты)
  • 18) когда очень глубоко (страх глубины);
  • 19) оставаться в маленькой, тесной комнате, помещении, в туалете (страх замкнутого пространства);
  • 20) воды;
  • 21) огня;
  • 22) пожара;
  • 23) войны;
  • 24) больших площадей;
  • 25) врачей (кроме зубных)
  • 26) крови
  • 27) уколов;
  • 28) боли;
  • 29) неожиданных, резких звуков (когда внезапно что-то упадет, стукнет).

После предварительной беседы, концентрируя воспоминания ребенка о том, что ее пугает, ей предлагают лист бумаги и цветные карандаши.

В процессе анализа обращается внимание на то, что ребенок нарисовал, а также на цвета, использовавшиеся им в процессе рисования. По окончании рисования ребенка просят рассказать о том, что она изобразила, то есть вербализувати свой страх.

Таким образом, предполагается, что активное обсуждение ребенком своих ощущений в игровой обстановке позволяет внутренним ресурсам изменить направление по защите на конструктивный процесс личностных изменений.

Американский психолог К. Маховер считал, что центральным механизмом изобразительной деятельности является проекция. Иными словами, оперируя материалами изобразительной деятельности, человек отображает на нем особенности своего внутреннего мира. Поэтому проективные методики используются для выявления наиболее ярких переживаний чувства страха.

***

Тексты статьи новости рассказы экономика жизнь