Педагогический эксперимент в группах учащихся

Педагогический эксперимент в группах учащихся

В результате эксперимента была разработана функциональная модель познавательных интересов групп учащихся и выявлен ​​удельный вес каждого из познавательных интересов для разных типов общеобразовательных средних школ.

Педагогический эксперимент в группах учащихся
Одновременно с изучением познавательных интересов старшеклассников предпринята попытка установить стимулы их активизации и развития.
Опросы и наблюдения показали, что каждый педагог пытается своими методами расширить познавательные интересы школьников.
Их обобщение позволило определить наиболее эффективными в школьной практике такие стимулы:
- Пример действий педагога в различных ситуациях;
- Высокая эрудиция и умение интересно и доступно передавать знания;
- Верный совет, интересное предложение;
- Уважительное отношение к ученикам;
- Предоставление бескорыстной помощи в трудной ситуации;
- Заслуженная похвала, адекватная оценка;
- Интересные беседы с учетом интересов школьников.
Анкетирование имело положительное значение не только для получения научного материала, но и для самоанализа учащихся; оно также помогло учителям углубить их представление о личности того или иного питомца, его интересы и стремления.
Наблюдая за деятельностью учащихся на уроках, я обращала первоочередное внимание на следующие показатели: вопрос учеников, как результат активного и глубокого познавательного процесса, что свидетельствует об ориентировке в знаниях, умственную активность школьника, стремление его вникнуть в суть объекта изучения и по собственной инициативе , без указаний и требований учителя, принять участие в рассмотрении и обсуждении фронтальных вопросов, в дополнении и исправлении ответов одноклассников; характер процесса деятельности: как воспринимается задача - с готовностью и желанием или безразлично; как выполняется задача - самостоятельно или по образцу; внимательный ученик или невнимательный; какое отношение его к процессу своей деятельности - захвачен он или безразличен; результат выполнения познавательной задачи; эмоциональные проявления учащихся (речевые реакции, адекватность реакций учащихся в ответ на то, что происходит в классе и др.). Анализ результатов диагностики операционной стороны познавательной деятельности позволил выявить 4 группы учащихся.

1 группа . Ученики этой группы самостоятельно владеют познавательными умениями, умеют найти общее и отличное, выделить признаки понятий, увидеть главное, определить причину и следствие; своими словами пытаются объяснить сроки (сравнение, обобщение, причина и т.д.), означают умение. В ответах четко выражают свое мнение, способны выполнить полностью почти все предложенные задания, обладают достаточно свободно переносом познавательных умений на разнообразный материал. Эту группу я отнесла к группе учащихся с высоким уровнем владения познавательными умениями.
2 группа . Ученики этой группы не всегда могут выполнить ту или иную операцию, им требуется помощь экспериментатора. Именно под его руководством они способны выполнить все задания. Это свидетельствует о среднем уровне владения учащимися познавательными умениями.
3 группа . У учеников этой группы познавательные умения еще не сложились. Они очень медленно выполняют задания, их сковывает недостаточность знаний. Перенос умений крайне узкий (только на идентичный материал). Наблюдается шаблонность в работе - выполняются операции только с помощью экспериментатора. При этом большинство задач ученики могут выполнить с помощью экспериментатора.
4 группа . К этой группе мы отнесли учеников, в которых познавательные умения отсутствуют.
Чтобы заинтересовать учеников двух последних групп мы использовали старый проверенный способ - посадили отстающих и равнодушных учеников за одну парту с учащимися с высоким уровнем познавательного интереса и знаний.
Многосторонний, широкий характер познавательных интересов учащихся отличается тем, что побуждает к познавательной акивности в деятельности, вдохновляет искать и находить новое во всех отраслях предметного мира. Ученики, которые обладают многосторонними интересами, - замечательные помощники учителя: они мобильны, быстро откликаются на то, что происходит на уроках физической культуры, охотно участвуют в обсуждении фронтально поставленных задач, задают вопросы учителю, обращают внимание на технику выполнения упражнений, указывают на недостатки при их выполнении и пути их преодоления.
Многосторонние интересы учащихся способствуют содержании их общения с товарищами и взрослыми, целеустремленности и обеспечению совместной деятельности. Вместе с тем, ученики, которые обладают разносторонними интересами требуют особого внимания со стороны учителей и родителей. Слабое дифференцировки и недостаня стойкость характера этих интересов могут оказаться препятствиями на пути к глубокому освоению школьником отдельных предметов. Вот почему педагогическое воздействие на перспективы развития личности, обладающей многосторонними интересами заключается в необходимости последовательного углубления, обеспечения, познавательной деятельности ученика, имеющего выход на обеспечение его общей познавательной направленности и в то же время выделение среди широких познавательных интересов какого-либо основного стержня интереса , что в свою очередь создает возможность использования приобретенных знаний и способов деятельности в других предметах, отраслях.
Сопоставляя результаты формирующего эксперимента с констатирующим, прихожу к выводу, что предложенная программа создает условия для формирования познавательного интереса учащихся, и рост устойчивого интереса к предмету. Последнее было определено путем итогового опроса, в котором восьмиклассникам предлагалось ответить на вопрос: "Нравятся ли вам уроки биологии?"
Отношение к уроку биологии
отношение к эксперименту
после эксперимента

Положительное
13%
65%

отрицательное
28%

безразлично
59%
35%

Полученные результаты говорят об увеличении числа школьников, положительно относятся к урокам биологии, снижение равнодушного и исчезновения негативного отношения к предмету - это свидетельствует о результативности опытно-экспериментальной работы.
На эффективность предлагаемой программы указывают и такие факторы:
- Повышение эффективности учеников на уроке
- Систематическая, основательная подготовка домашнего задания;
- Интерес к новому материалу;
- Вопросы, возникающие у учащихся в ходе изучения нового материала.
В процессе формирующего эксперимента, у учащихся повышается уровень знаний.
Уровень знаний школьников
Уровень знаний учащихся
низкий и средний высокий

к эксперименту
47,61%
52,38%

после эксперимента
19,7%
80,3%

Анализируя результаты, могу сказать, что в экспериментальном 8 классе значительно повысился показатель высокого уровня знаний и навыков, и снизился показатель низкого и среднего уровня.
Выводы по II разделу
Раскрывая вопрос познавательного интереса, делаем вывод, что познавательный интерес является стимулом к ​​активной учебной деятельности. Но успешное усвоение знаний невозможно без использования средств обучения, практической направленности, наглядных пособий. Ведь именно они развивают познавательный интерес учащихся. Многогранное значение и широкое применение средств наглядности позволяет не только активизировать и совершенствовать учебный процесс по биологии, но и формировать приемы умственной деятельности.
В процессе выполнения работы были выявлены основные этапы процесса формирования познавательного интереса:
создание условий для появления познавательного интереса, которые способствуют возникновению потребности в данных знаниях;
формирование позитивного отношения к предмету и к деятельности, предоставление возможности переживать успех, радоваться продуктивной деятельности и тому подобное;
3) организация деятельности, в условиях которой формируется настоящий познавательный интерес.
Применение теоретических знаний на практике дает возможность ученикам с интересом изучать предмет биологии, а биология имеет богатый и интересный материал для формирования у учащихся интереса к знаниям. Задача учителя состоит в том, чтобы правильно использовать богатые возможности этого предмета для создания живого и устойчивого интереса.
В своем исследовании я стремилась выяснить как сами ученики относятся к использованию на уроках биологии специально созданных ситуаций по развитию познавательного интереса. С этой целью проводились индивидуальные беседы и проводились тесты и анкеты. В ходе эксперимента выяснилось, что средства практической направленности значительно увеличивают познавательный интерес к предмету «Биология». Поэтому учитель должен стараться чаще применять в своей практике эти средства.
Таким образом, вопрос о развитии познавательного интереса - это одновременно вопрос о воспитании личности человека, его духовного мира. Полноценная и разнообразная познавательная деятельность школьников, которая является результатом и условием успешного обучения, формируется только тогда, когда ученики понимают цели обучения, осознают значение того, что изучается, проявляют интерес к процессу и результату учения.

Выводы. В литературе проблеме формирования познавательного интереса посвящено очень много материала, задел и методик, но мало материала по формированию познавательного интереса именно средствами практической направленности. Исследуя данную проблему я поняла, чтобы знания воспринимались и запоминались лучше, надо как можно чаще использовать средства практической направленности, опираться на значимость того или иного явления, процесса или предмета именно в практической и повседневной деятельности человека.
В результате проведенного исследования я сделала следующие выводы:
1. Проблема формирования познавательного интереса школьников - сложная и многогранная. Она тесно связана с более широкой проблемой - проблемой развития личности ученика. Ее решение способствует формированию общественного, общественной направленности школьников.
2. Познавательные интересы учащихся различают по характеру их познавательной деятельности, по устойчивости и по локализации интересов. Уровень развития интересов может изменяться под влиянием целенаправленной работы с учащимися.
3. Осуществляя практически формирования познавательных интересов школьников, учителю необходимо большее значение уделять отбору содержания учебного материала, а именно:
· Знакомить учащихся с новыми данными, которые могут показать им современный уровень науки и перспективы его развития;
· Показать ученикам историю рождения и развития научной идеи, трудностей на пути научных открытий;
· Раскрывать практическое значение, возможности применения полученных в школе знаний в повседневной жизни, в трудовой деятельности.
4. Организуя знания биологии, нужно сделать разнообразной самостоятельную познавательную деятельность учащихся:
· Постепенно усложнять задачи, чтобы ученики овладевали все более современными познавательными умениями;
· Дифференцировать эти задачи в соответствии с возможностями учащихся;
· Ставить перед учениками задачи, требующие смекалки, развязку проблемных ситуаций, исследовательского подхода, применения знаний в повседневной жизни;
· Развивать и поддерживать в самостоятельной работе творческое начало, что требует активного наблюдения, воображения, самотийного мышления, совершенствование опыта.
5. Для возбуждения учащихся к познавательной деятельности очень важно:
· «Оживлять» уроки биологии элементами заинтересованности с учетом задач урока;
· Практиковать индивидуальные задания, требующие знаний, выходящих за пределы программы;
· Рекомендовать ученикам дополнительную литературу (научную, научно-популярную, художественную).
6. Теоретические сведения выполняют одну из основных функций в стимулировании познавательного интереса подростков. Как было выявлено в процессе эксперимента, его стимулирование осуществляется лучше всего при условии усвоенных учениками не отдельных разрозненных знаний по биологии, а в определенной системе и в тесном единстве с практической деятельностью.
7. В школе необходимо систематически проводить работу по выявлению познавательных интересов и склонностей у учащихся. К этой работе можно привлечь школьного психолога, классного руководителя, учителя биологии, учителей-предметников, родителей учеников.
Проведена мною работа по выявлению познавательного интереса школьников к знаниям на уроках биологии не может претендовать на завершенность. Необходимо углублять критерии оценки познавательного интереса учащихся, пути и приемы совершенствования практической работы и направленности учителей биологии по его формированию.

***