Неформальная занятость как угроза экономике

Неформальная  занятость как угроза экономике

Последствия распространения неформальной занятости являются неоднозначными.

Стратегия национальной безопасности Украины рассматривает высокий уровень тенизации экономики, в частности распространение теневой занятости, как угрозу жизненно важным национальным интересам Украины. По отдельным расчетам, размер теневой экономики в Украине в 2006г. Составил  20% в общем объеме ВВП.

Неформальная занятость как угроза экономике

Однозначного мнения о сущности теневой занятости пока нет. Чаще всего для ее характеристики используют термины "неофициальная", "подпольная", "неформальная", "скрытая" и даже "криминальная".

На наш взгляд, с целью уточнения понятия можно воспользоваться Методикой расчета объемов теневой экономики, утвержденной Министерством экономики Украины в 2006г. В Методике теневая экономика определена, во-первых, как незаконное производство товаров и услуг, а во-вторых, как скрытое производство .

Следовательно, и в структуре теневой занятости целесообразно выделять:

  • - Занятость по уголовному экономике - полностью нелегальную деятельность как в сфере производства, так и в сфере обращения;
  • - Занятость в скрытой экономике - нелегальную деятельность в рамках легальной занятости.

Остановимся сначала на скрытой занятости. Дело в том, что любые скрытые экономические явления и процессы являются более опасными, чем процессы, протекающие явно, поскольку способны порождать прямо противоположные, антагонистические тенденции, создавать многочисленные риски и, при определенных условиях, трансформироваться в открытые формы.

Скрытая занятость существует прежде всего как неформальная занятость, то есть трудовая деятельность, разрешенная действующим законодательством, однако процедура ее регистрации не предусмотрена или ограничена, а результаты (доходы) не учитываются официальной статистикой (не декларируются) и не подлежат налогообложению. Такая занятость работников во многих странах является вторичной. Масштабы производства и вид деятельности не учитываются.

Для Украины составляющими неформальной занятости являются:

  1.  занятость на предприятиях неформального сектора: самозанятые на предприятиях без регистрации; на незарегистрированных предприятиях с наемными работниками;
  2. заняты вне предприятий неформального сектора: занятые на предприятиях формального сектора; случайно заняты; занятые в домашнем хозяйстве (исключая те виды деятельности, которые переходят границы производства).

Последствия распространения неформальной занятости являются неоднозначными. Положительными считаются: удовлетворение потребностей в рабочей силе отраслей, развивающихся сдерживания роста социальной напряженности во время безработицы; возможности полного удовлетворения потребительского спроса населения страны; развитие духа предпринимательства.

Однако негативных последствий больше. Для непосредственных работников неформальная занятость является нестабильной, нерегулярной и поэтому рискованным; она не гарантирует получения трудовых доходов. Такая занятость лишает часть наемных работников многих социальных прав, предусмотренных Конституцией Украины и КЗоТ: пенсионного обеспечения, права на пособие по временной нетрудоспособности, на оплачиваемый отпуск, на пособие по безработице, на охрану труда и тому подобное. Работа неформально занятых работников не засчитывается в трудовой стаж. Нередко скрытая занятость приобретает принудительного характера, особенно когда работники вынуждены выполнять дополнительный объем работ. В результате увеличивается заболеваемость, ухудшается качество рабочей силы, разрушается психология человека-работника.

Нарушаются и общественные экономические интересы, которые являются объектом национальной экономической безопасности. Отсутствие достоверной информации о состоянии экономики и действительный объем ВВП мешает макроэкономическом прогнозированию, разработке эффективных программ развития национальной экономики. Государство недополучает налоги, часть которых можно было бы направить на развитие социальной сферы, что сказывается на жизненном уровне всего населения. При наличии в обращении официально неучтенных денежных потоков усложняется контроль за денежной массой и ее структурой, планирование денежной эмиссии. В особенно критических ситуациях следствием неформальной занятости может быть даже разрушение всей денежно-кредитной системы.

Понятно, что борьба за существенное сокращение и ограничение неформальной занятости должна стать одним из приоритетов государственной стратегии экономической безопасности и политики в отношении рынка труда. Она должна носить комплексный характер и охватывать мероприятия как чисто экономического, так и административного, социально-психологического и воспитательного характера.

Среди актуальных путей минимизации неформальной занятости выделим:

  • - Создание новых рабочих мест, расширения возможности трудоустройства в сфере формальной занятости, а также рост оплаты труда и доходов во всех сферах и видах экономической деятельности;
  • - Содействие развитию малого предпринимательства;
  • - Внедрение системы социального страхования, в том числе медицинского, на предприятиях формального сектора экономики;
  • - Обеспечение реальной защиты социально уязвимых слоев населения, создание условий для их посильного участия в общественном производстве в соответствии с их желаниями и возможностями;
  • - Совершенствование законодательной базы в сфере трудовых отношений, усиления контроля за соблюдением норм трудового законодательства;
  • - Расширение связей Государственной службы занятости с местными органами власти при решении вопросов создания рабочих мест и повышение профессионального уровня населения.

Бороться с уголовным занятостью только экономическими средствами невозможно. Здесь должна быть реализована в первую очередь функция правоохранительных органов.

***