Как России остановить цветные революции?

Аудио версия: Your text to link…

Последние десять с лишним лет мы практически каждый год становимся свидетелями очередной «демократической революции» в соседних с нами странах. События в Грузии, на Украине, в Киргизии, попытки раскачать ситуацию в Белоруссии и начавшиеся протесты в Армении, которые мы можем наблюдать фактически в режиме онлайн, в очередной раз бросают вызов России и её политике.

Более того, происходящие в республиках бывшего СССР события вполне могут иметь своей целью конечный результат — московский майдан и свержение нынешней «недоговороспособной» российской власти. Таким образом, возникает насущный вопрос — как с этим бороться? При этом, конечно же, желательно бороться не тогда, когда эта чума придет на улицы Москвы, Санкт-Петербурга и других российских городов, бороться с этим нужно заранее, устраняя последствия старых майданов и не допуская новых в окружающих Россию республиках.
Судя по всему, российское руководство в полной мере осознает опасность дальнейшего распространения «оранжевой чумы». Так, совсем недавно прошла новость о том, что Минобороны РФ планирует сформировать методы противодействия и предотвращения цветным революциям, а также выработать меры по укреплению политической системы России. Прорабатываться данная стратегия будет в «мозговом центре» Минобороны — Академии Генштаба вооруженных сил РФ. При этом, по словам источника в Минобороны, Академия еще с осени прошлого года занимается разработкой данной проблематики.
Несомненно, данную инициативу можно только приветствовать. Отрадно, что государство признает опасность цветных революций и старается им противодействовать. Конечно же, вооруженные силы в решении проблем оранжевых и тому подобных волнений тоже нельзя списывать со счетов. Тем не менее разгонять демонстрантов (даже вооруженных) с помощью танков, как это сделал Китай на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, — занятие крайне рискованное во многих смыслах.

Применение столь грубой силы может только усугубить ситуацию и вывести её из-под контроля, приведя к глубокому политическому кризису и гражданской войне. К тому же, для того чтобы начать наводить порядок с помощью любой силовой структуры (армии, МВД, спецслужб и т.д.), нужно еще получить на это соответствующий приказ, а с этим, судя по событиям января-февраля 2014 года в Киеве, существуют серьезные проблемы, ибо здесь нужна решимость власти и её монолитность, что в нынешних постсоветских элитах наблюдается не всегда. Да и, к тому же, силовой вариант — это «лечение» уже запущенной болезни, тогда как в наших интересах эту болезнь не допускать вообще.
Тем не менее решать проблему надо, и решать её должна Россия как государство, обладающее достаточным для этого потенциалом. Решать ее методом профилактики, не допуская очередных майданов и появления враждебных России режимов у наших границ.

Итак, какая профилактика нам нужна?
1) Прежде всего стоит понять, что за любым протестом стоят реальные проблемы — бедность, коррупция и прочие катализаторы народного недовольства, чем и пользуются организаторы новых майданов. Говоря о постсоветских (да и не только) государствах, мы вынуждены признать, что огромное количество социально-экономических проблем объективно создают предпосылки для новых оранжевых переворотов.

Что нужно делать России?

России необходимо, перестроив модель социально-экономического развития, вкладываясь в социальную сферу, борясь с коррупцией и усиливая интеграцию в рамках Евразийского союза, стать привлекательной в экономическом плане страной с хорошим уровнем жизни, доказав экономическую выгоду своего интеграционного проекта перед остальными, прежде всего перед ЕС.

К сожалению, следует признать, что зачастую интеграционные проекты, предлагаемые ЕС и США, выглядят в глазах простого обывателя более привлекательными. И неважно, что благополучие Евросоюза и США — это во многом раздутый пропагандистский миф, а постсоветские государства там никто и не ждет. Важно то, что миф об их благополучии реально работает.

России же нужно предоставить нашим бывшим соотечественникам не просто миф, но реальные результаты, в данном случае — реальные положительные эффекты для благополучия населения от деятельности Евразийского экономического союза и нашей модели развития. Тогда граждане постсоветских стран будут выходить не на майданы за фейковое «европейское завтра» и «кружевные трусики в ЕС», но на митинги за воссоединение с Россией, под которым они будут понимать лучший уровень жизни для себя и своих детей.
2) Следует признать, что новое поколение, выросшее в странах бывшего СССР, в том числе и в России, гораздо прагматичнее, рациональнее старого. Многие представители молодого поколения считают слова о нашем общем прошлом, ценностях, религии, родственных узах во многом не более чем абстрактными категориями.

Таким образом, России нужно перестать рассчитывать на них как на основное скрепляющее начало в наших отношениях с постсоветскими государствами как в рамках Евразийского союза, так и вне его. На первый план должны выйти, как уже было сказано, положительные результаты (прежде всего экономические) от интеграции с Россией. Вот на этом и нужно делать основной упор, но, конечно же, вкупе с работой на идеологическом и информационном фронтах, говоря о тех самых братстве, общности истории и т.д. Но первичное — экономика. Нравится это кому или нет, но на сытый желудок и о братстве говорить приятнее.
3) Еще один немаловажный пункт. России нужно перестать цепляться за политиков, ведущих, что называется, «двойную игру». Нам нельзя опираться на тех из них, кто на словах провозглашает дружбу с Россией, а на деле готов сдать с потрохами всё, что возможно, в обмен на неприкосновенность своих счетов в западных банках.

Нам нужно делать ставку на тех, кто реально хочет и готов сотрудничать с Россией, кто действительно считает, что союз с Москвой гораздо более выгоден, нежели альянс с Брюсселем и Вашингтоном, кто держит свои деньги в российских банках, а детей отправляет учиться в МГУ и МГИМО.

Более того, Россия должна готовить крепкую пророссийскую оппозицию, даже если у власти в той или иной стране находится пророссийский президент. Почему?

Во-первых, «наша» оппозиция всегда в случае чего сможет предъявить президенту за его недостаточно активную интеграцию с Москвой.

Во-вторых, она может перехватить власть в случае каких-либо социальных катаклизмов, в том числе возможных революций. Пророссийский президент и зависящее от него лояльное окружение (повторяю — окружение зависит от президента, а не президент от окружения) помогут сформировать в той или иной республике серьезную опору российским интересам и «подушку безопасности» в виде лояльной Москве местной оппозиции на случай форс-мажора.
4) Общественные организации, СМИ, НКО. Тут, я думаю, особо объяснять ничего не нужно. Работа со СМИ, общественными некоммерческими организациями должна стать одним из главных направлений нашей деятельности. Мы должны вкладывать средства в тех, кто готов на деле, а не на словах, продемонстрировать приверженность России.

К счастью, допущенные ошибки на этом поле сейчас признаются. Показательны в этом плане слова главы Комитета Государственной Думы по международным делам и главы российской делегации в ПАСЕ Алексея Пушкова:

Действительно, отсутствие какой-либо серьезной работы в этом направлении на протяжении последних 20 с лишним лет привело к столь печальным результатам, когда на той же Украине работа с местными потенциально или актуально пророссийскими силами велась по остаточному принципу. А зачастую и не велась вовсе, ибо всё внимание было сосредоточено на газовой трубе и дискуссиях о скидках на газ, что в итоге привело к тому, что не оказалось практически ни одной организации или общественного деятеля, которые смогли бы возглавить убитый в зародыше протест городов Юго-Востока Украины весной 2014 года. В том числе по этой причине он, кстати, и погиб. Но это, опять-таки, другой вопрос.
5) Идеология и стратегическое планирование. Россия, наконец, должна определиться сама для себя, что она есть — она сердце Евразии и интеграционное ядро или окраина Европы? Если первое — давайте строить Евразийскую империю, создавать под это новую государственную идеологию и, уже отталкиваясь от этого, строить свою долгосрочную стратегию.

Если же Россия — это окраина Европы, как считают некоторые наши либералы, то к чему все эти потуги на роль великой державы? Мы в этом статусе не нужны ни Европе, ни США, ни, кстати, Китаю. Или мы выбираем имперскую идеологию, идеологию, которой руководствовались правители Московского княжества в XIV-XV веках и большевики в веке XX-м, собирая разрушенную в клочья страну, или мы довольствуемся ролью окраины и сырьевого придатка.

В случае выбора второго варианта к чему вообще попытки вести самостоятельную политику? И выбор этот всё равно придется рано или поздно делать — усидеть на двух стульях не получается, как бы кто ни старался.
Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что для реализации всего перечисленного требуется кардинальная смена парадигмы развития государства. От перемены управленческого аппарата в центре и на местах и серьезной корректировки экономической политики до внесения изменений в Конституцию РФ, написанной российскими демократами под диктовку американских советников.

Чтобы противодействовать распространению оранжевой чумы, нужны не танки, полиция и прочие силовые методы. Наша страна должна стать привлекательной для других народов — экономически, культурно, идеологически. Россия должна дать надежду — надежду на высокий уровень жизни, на безопасность и т.д. Мы должны растить «своих» политиков, работать со «своими» общественными силами на местах, а не вкладываться в самозванцев и пустышек. Тогда и не придется мучительно думать, что делать с очередной страной «победившей демократии» у наших границ. Время отсиживаться в обороне прошло, пора переходить в наступление.
Посмотреть полностью: politrussia.com/control/kak-rossii-ostanovit-886/

Тексты статьи новости рассказы экономика жизнь
***