Диагностика тревожности у детей

Диагностика тревожности у детей

Методики диагностики школьной тревожности - исследование тревожности ребенка по ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Тревожность в этом тесте рассматривается как вид эмоционального состояния, функция которого заключается в обеспечении субъекта на личностном уровне и зависит от негативного эмоционального опыта в подобных ситуациях.

Диагностика тревожности у детей

Повышенный уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным социальным ситуациям, предоставляет информацию о характере отношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и школе.

Экспериментальный материал - комплект рисунков для младших школьников с изображением ситуаций, типичных для детей этого возраста. Каждая пара рисунков отражает отношения ребенка с родителями, с педагогом, со сверстниками.

Рисунки двусмысленные - они могут трактоваться и как эмоционально негативные, и как эмоционально положительные - в зависимости от опыта поведения в аналогичной ситуации. Каждый рисунок имеет два варианта: для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и девочек (на рисунке изображена девочка). Рисунки следует показывать в определенной последовательности, один на один. Показывая ребенку рисунок, необходимо обязательно спросить: "Как ты думаешь, какое у ребенка будет лицо, веселое или грустное? Почему ты так думаешь? ».

Методика САТ относится к проективным и предлагаемая схема интерпретации не единственно возможное, а лишь ориентирует исследователя, стремящегося проникнуть во внутренний мир ребенка. Преимуществом этого теста является то, что проективные методы способствуют образованию благоприятного климата в процессе работы. Ребенок быстро устанавливает контакт, интересные задания стимулируют детское творчество и фантазию часто на уровне игры.

При обследовании с помощью CAT необходимо учитывать прежде всего общие требования, предъявляемые к тестированию детей. Нужно установить с ребенком хороший контакт. При проведении обследования следует обращать внимание не только на содержание рассказа и тон голоса, скорость реакции и ответа, то, проявляет ребенок равнодушие, внимательность или нет. Если ребенок прерывает рассказ и предлагает неожиданное заключение, соответствует торопливо, понизив голос, с признаками волнения, отказывается отвечать, настойчиво проявляет желание начать все сначала, то это признаки жизненной реакции на проблемы, затронутые данным материалом. Стимульный материал должен быть вне поля зрения испытуемого, за исключением картинки, с которой ведется работа (маленьким детям нравится играть со всеми картинками сразу, выбирая наугад одну для рассказа).

Картинки пронумерованы и проранжированы в определенной последовательности, и поэтому их следует предлагать ребенку именно в таком порядке.

Но тест можно сократить и до нескольких вопросов, освещающих специфические проблемы. Мы обращаем внимание, прежде всего, на наличие страхов и тревожности, а также на агрессивные тенденции.

***

Тексты статьи новости рассказы экономика жизнь